Quaeris, respondo ("Ты спросил, я ответил" лат.)
Тык на Вики
читать дальшеИльин день
Ильин день (болг. , макед. Илинден, серб. Илиндан) — традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа) .
1 Другие названия дня
2 Истоки праздника
3 Традиции
4 Поговорки и приметы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки
Другие названия дняГромобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.
Истоки праздникаСудя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.
ТрадицииОтмечать этот праздник начинали ещё с его кануна — с четверга[1] перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях[2] пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа — она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.
С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.
Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.
Поговорки и приметы
Илья грозы держит.
«Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде» (укр.).
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
Не коси — сено от молний сгорит.
Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник.
«Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белор.).
«Илья надзелив гнильля» (белор.).
До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть, после Ильина — пуд навозу.
Илья-пророк — косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Илья пророк — копны считает.
«На Іллі новий хліб на столі» (укр.).
Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда — лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
«Илья в воду налья» (укр.).
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
С Перунова дня собирают горох.
От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
«На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белор.).
На Илью начинали пахать паровое поле (белор.).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно — сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень — средний сев; а вечером облачно — сев поздний и урожай плохой.
Открываются волчьи норы — весь зверь бродит на свободе.
Богат, как ильинский сот.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью — первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
«Дождь слепой, — гласили деревенские святцы. — Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“. А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут».
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).
См. такжеПерун
Илия (пророк)
День воздушно-десантных войск
День железнодорожника
Всё, больше купаться нельзя ТТ_ТТ
читать дальшеИльин день
Ильин день (болг. , макед. Илинден, серб. Илиндан) — традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа) .
1 Другие названия дня
2 Истоки праздника
3 Традиции
4 Поговорки и приметы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки
Другие названия дняГромобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.
Истоки праздникаСудя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.
ТрадицииОтмечать этот праздник начинали ещё с его кануна — с четверга[1] перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях[2] пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа — она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.
С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.
Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.
Поговорки и приметы
Илья грозы держит.
«Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде» (укр.).
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
Не коси — сено от молний сгорит.
Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник.
«Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белор.).
«Илья надзелив гнильля» (белор.).
До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть, после Ильина — пуд навозу.
Илья-пророк — косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Илья пророк — копны считает.
«На Іллі новий хліб на столі» (укр.).
Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда — лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
«Илья в воду налья» (укр.).
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
С Перунова дня собирают горох.
От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
«На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белор.).
На Илью начинали пахать паровое поле (белор.).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно — сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень — средний сев; а вечером облачно — сев поздний и урожай плохой.
Открываются волчьи норы — весь зверь бродит на свободе.
Богат, как ильинский сот.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью — первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
«Дождь слепой, — гласили деревенские святцы. — Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“. А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут».
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).
См. такжеПерун
Илия (пророк)
День воздушно-десантных войск
День железнодорожника
Всё, больше купаться нельзя ТТ_ТТ
@темы: Ритуалы и традиции, Жизнь