Quaeris, respondo ("Ты спросил, я ответил" лат.)
В одной книжке наткнулась на забавное предположение:
"Это неправда, что дети не любят учителей. Они просто не любят учиться. Нормальный защитный механизм, предохраняющий мозг от избытка информации. А как же иначе в большом-то городе, где со всех сторон в глаза лезут буквы и картинки?! Тут никакое сенсорное голодание невозможно, тут всякое любопытство умирает, не успев родиться. Вот они и пробуют, нельзя ли хотя бы на уроке отдохнуть. Ничего личного, просто инстинкт самосохранения."
Это правда так может быть или автор просто ради красного словца выделывается?
"Это неправда, что дети не любят учителей. Они просто не любят учиться. Нормальный защитный механизм, предохраняющий мозг от избытка информации. А как же иначе в большом-то городе, где со всех сторон в глаза лезут буквы и картинки?! Тут никакое сенсорное голодание невозможно, тут всякое любопытство умирает, не успев родиться. Вот они и пробуют, нельзя ли хотя бы на уроке отдохнуть. Ничего личного, просто инстинкт самосохранения."
Это правда так может быть или автор просто ради красного словца выделывается?
И рациональное зерно в рассуждениях автора есть, ведь именно на уроках учитель подает информацию, так сказать, концентрированно - если сравнивать с тем потоком, который идет в повседневной жизни.
Если учитель долдонит, как заведенный, и на его уроках неинтересно - то о какой любви к учебе или к учителю может идти речь? Ученики такого долдона еще и саботировать будут, срывать ему уроки и все такое. И естественно, что будут "отдыхать" от бубнежки так, как это им доступно.
А если урок построен грамотно и на нем не заскучаешь - то все будет. И учиться будут с удовольствием, и учителя такого любить.
Э-э... Что-то я не слыхала о подобном защитном механизме.
В принципе, существует такая вещь - иногда в случае (смертельной) угрозы или острого горя сознание человека как бы суживается, выхватывая только часть информации, вытесняя огромный блок переживаний (так, беженцы, уходящие из-под обстрела, собирают сервиз, когда дом рушится, а мать, хоронящая ребенка, беспокоится о том, чтобы костюмчик его не помялся...) Но к ситуации обучения это не очень-то применимо.
Да и про перегруженность информации... Фильтры-то работают. Для городского жителя информационная среда - это привычно, как лес для лесника. Информация не перегружает, она игнорируется. Мы же не продумываем каждый раз надпись "не прислоняться к дверям" в метро? Да и вообще, в метро же сразу видно человека из, допустим, деревни! Он растерян, ему все приходится осмыслять.. Так же и горожанин в лесу.
Так что... Мне это высказывание кажется не слишком-то соответствующим реальности и требующим доказательств.
Сенсорная перегрузка действительно бывает, особенно в больших городах, но давайте вспомним Тома Сойера: перегрузки не было, а учиться он любил ничуть не больше современных детей. Просто тяжело пол-дня сидеть смирно и усиленно думать, вот дети и не любят. Это, кстати, не значит, что они не лбюят УЧИТЬСЯ. Им просто редко комфортно делать это в школьных условиях.
Перегрузка информацией может быть скорее от объёма школьной программы, а не от информационного потока в окружающей среде.